Урок
русского языка в 3 классе (Бунеев Р.Н.)
Тема: «Обобщающий урок по
теме «Имя прилагательное».
Цели
урока: - обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его
грамматических признаках (род, число), согласовании с именем существительном,
формировать умение безошибочно находить имя прилагательное в предложениях и
текстах.
- развитие речи при
чтении художественного текста, при подборе слов-синонимов, антонимов.
- развитие познавательного
интереса к языку, формирование орфографической
зоркости.
Оборудование: - мультимедийный
проектор? Презентация по теме «Имя прилагательное
-
сигнальные карточки;
-индивидуальная
карточка-тест по теме «Имя
прилагательное»
-индивидуальная
карточка для работы в парах со стихотворением «Сказка про весну»
Ход
урока.
1.Организационный
момент.
2.
Актуализация знаний учащихся:
Учитель: Со мною
ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она,
увы, бедна.
Людей,
зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.
Соцветьем
дивных слов легко определю я!
Учитель: - О какой части речи я говорила?
Ученик: - Это имя прилагательное.
( 1 слайд)
Учитель: - Сегодня я предлагаю вам побыть
художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и
неравнодушными к тому, что их окружает. Но вы будете сегодня художниками слова.
И помогать вам в этом будут имена прилагательные. Так давайте наполним мир
вокруг нас разными именами прилагательными!
Но чтобы это сделать, нужно очень хорошо
знать, что это за часть речи, по каким законам живёт она в языке, как с ней
нужно обращаться? Но сначала скажите, почему у прилагательного такое странное
название?
Ученик: - Потому что имя прилагательное
всегда связано с именем существительным.
3. Блиц – опрос.
Учитель: - Сейчас вы ответите на вопросы по
теме «Имя прилагательное». Для ответа вы будете поднимать сигнальные карточки,
выбирая нужный вариант ответа А, Б или В.
( 2 слайд)
1. На какой вопрос отвечает имя
прилагательное?
А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?
(3 слайд)
2. Что обозначает имя прилагательное?
А) Предмет.
Б) Признак предмета.
В)
Действие предмета.
( 4 слайд)
3. Чем является в предложении?
А) Подлежащим.
Б) Сказуемым.
В) Определением.
4.
Работа по индивидуальным карточкам.
Учитель:
- В индивидуальных карточках дайте ответы на следующие вопросы.
( 5 слайд)
Учитель:
- Я уверена, что теоретический материал вы усвоили хорошо. Теперь можно
попробовать себя и в практической работе. Продолжаем наш урок. Сегодня имя
прилагательное главная гостья на нашем уроке, но она пришла не одна. Отгадайте
загадку.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,
Значит, к нам пришла …. Весна.
( 6 слайд)
5. Игра с мячом.
Учитель:
- Очень много красивых слов можно сказать о весне. Конечно, нам помогут имена
прилагательные.
Весна - какая?
Дети,
передавая мяч друг другу: - Красивая, ранняя, дождливая и т. д.
6.
Словарная работа.
Учитель:
- Слово весна поможет нам в словарной работе. А является ли оно словарным и
почему?
Ученики:
- Нет, потому что безударная гласная в корне слова проверяется ударением.
Учитель:
- Запишите слово весна в тетрадях.
В
Е
С
Н
А
(7слайд)
Учитель:
- На нужную строчку запишите следующие словарные слова, поставьте знак ударения
и подчеркните безударную гласную: алмаз, вагон, сосед, неделя, чемодан. Почему
на букву «Е» написали слово чемодан?
Ученик:
- Потому что в этом слове безударная гласная Е
(8 слайд)
Учитель:
- Какой частью речи являются эти слова?
Ученик:
- Имя существительное.
Учитель:
- Образуйте от данных имён существительных однокоренные имена прилагательные.
(
Дети работают самостоятельно)
(9 слайд)
Учитель:
- У меня получилось вот так. Назовите свои имена прилагательные.
(
Ответы детей)
Учитель:
- Чем отличаются наши слова?
Ученик:
- У слов разные окончания, потому что они разного рода.
Учитель:
- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего
рода?
(Ответы детей)
7.
Физминутка.
Учитель:
Недаром названия цветов являются именами прилагательными. Назовите цвета
радуги.
(Дети
называют цвета радуги, передавая мяч друг другу)
(10 слайд)
8.
Работа с текстом.
(11 слайд)
Учитель:-
Прочитайте текст. Назовите имена прилагательные. Почему автор для названия
марта выбрал голубой цвет?
- Как вы понимаете выражение
«усыпано солнечной пылью».
- Выпишите из текста
словосочетание существительное + прилагательное и определите род и число. 1
вариант из 1 и 2 предложения, 2 вариант из 3 предложения.
( Самостоятельная работа в тетрадях)
При проверке дети читают выписанное
словосочетание, определяют род и число. Класс поднимает сигнальные карточки.
9.
Работа у доски.
Учитель:
- Напишите в тетрадях 5 предложение. Разберите его по членам предложения.
(Ученик работает у доски)
Учитель:
- Выполните разбор, как части речи, прилагательного снежное.
(Ученик работает у доски)
10.
Творческая работа в парах.
Учитель:
- Назовите любимые цвета весны.
( Ответы детей)
Учитель:
- Я сейчас прочту стихотворение «Сказка про весну».
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться?
И зелёным- презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными долами
Ярко солнце зеленеет?
Учитель:
- Что бы вы изменили в этом стихотворении?
(Ответы детей)
Учитель:
- На ваших столах лежат каточки с этим стихотворением, но слово «зелёный»
пропущено. Ваша задача заменить это слово другими именами прилагательными.
(Дети
работают в парах, затем зачитывают свои варианты стихотворения)
11.
Итог урока.
Учитель:
- Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
12.
Домашнее задание.
Учитель: - Напишите свои стихи о весне,
используя, как можно больше имён прилагательных.
презентация к уроку
|